Язык как средство культурного воздействия и общения.
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.11409585Ключевые слова:
билингвизм, когнитивное развитие, исполнительные функции, децентрация, двуязычный ребенокАннотация
В статье дается обзор последних зарубежных исследований, посвященных влиянию билингвизма на социо-когнитивное развитие личности. Экспериментальные научные изыскания, предпринятые в последнее время, не только разрушили миф о вреде двуязычного развития детей, но и показали, что оно дает намного больше, чем просто знание двух языков. На основе сравнительного анализа показаны преимущества детей и взрослых, с рождения находящихся в
билингвальной среде. Данные преимущества заключаются в наличии металингвистических способностей, позволяющих, в частности, увеличить скорость обучения; в более лучшем, чем у сверстников-монолингвов, развитии
исполнительных функций (исполнительного контроля, внимания, умения планировать действия, концентрации, подавления несущественной информации), важных не только для выполнения вербальных задач, но и для управления любой деятельностью. Показано также влияние билингвизма на когнитивную децентрацию, способность к изучению других языков, на формирование высокой степени социальной чуткости, относящейся как к вербальной, так и к невербальной коммуникации (интерпретация мимики, жестов, интонации) и выражающейся в наиболее адекватной реакции на речь и коммуникативное поведение окружающих.
Библиографические ссылки
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.
Ben-Zeev S. The influence of bilingualism on cognitive strategy and cognitive development Child Development. 1977. № 48 (3). Р. 1009–1018.
Bialystok E., Craik F. I. M. Cognitive and Linguistic Processing in the Bilingual Mind Current Directions in Psychological Science. Mar2010. Vol. 19. № 1. Р. 19–23.
Genesee F., Boivin I., Nicoladis E. Talking with Strangers: A Study of Bilingual Children’s Communicative Competence Applied Psycholinguistics. 1996. № 17. Р. 427–442.